Этот текст был написан в 1993 году для первого номера журнала «Абитуриент», с тех пор многое изменилось (например, вместо всего двух университетов – имени М. Ломоносова и П. Лумумбы – в Москве появилось множество других, намного популярнее стали письменные экзамены, а устные почти исчезли из практики ВУЗов, появились и стали популярны экзамены в форме тестов и так далее). Тем не менее, я оставляю текст без изменений, только добавляю к нему небольшое послесловие – поучительно лишний раз узнать, что же изменилось за последние годы. Некоторые соображения по поводу приемных экзаменов, которые не стоит воспринимать слишком серьезно. Итак, выбор сделан и через пару дней Вам предстоит сдавать экзамен по физике. Если Вы полностью готовы к экзамену и твердо уверены в отличной оценке - не тратьте зря время и не читайте дальше. Если же уверенности "на все сто процентов" нет, то почитайте на всякий случай, возможно Вы найдете что-нибудь полезное. Я не рискую давать советы о выборе ВУЗа (вовсе не потому, что не знаю сам какой из них самый лучший - я то знаю, сам в нем учился), слишком многое нужно учитывать - чему там учат и нравится ли это Вам, высокий ли уровень требований к студентам во время учебы (если да, то подойдет ли это Вам), сколько времени нужно тратить каждый день на поездки, как далеко от дома находится будущее место работы, как называется ВУЗ (если он еще не университет, то какова вероятность переименования в ближайшие три-четыре года - приятно, все же ,окончить университет), трудно ли туда поступить и многое другое. Практика, однако, показывает, что выбор этот трудностей не представляет - я еще ни разу не видел человека, который не поступил в ВУЗ по той причине, что не сумел выбрать подходящий, во всяком случае будем считать, что выбор уже сделан. Теперь очень важно объективно оценить свой уровень и понять, что нужно делать в оставшееся время. Предварительно оценку сделать не очень трудно: если Вы поступаете в технический ВУЗ (а уровень требований в большинстве из них примерно один и тот же), возьмите сборник задач Н. И. Гольдфарба и попробуйте порешать задачи из всех разделов. Не берите самые первые задачи раздела - они слишком просты, не трогайте и последние - часть из них взяты из олимпиад разных лет. Отметьте для себя те разделы, в которых Вы чувствуете себя неуверенно (тут важнее не просто совпадение ответов, а именно уверенность). Во многих ВУЗах есть "свои" сборники задач, лучше использовать именно эти сборники. Если вы выбрали ВУЗ с повышенными требованиями по физике, стоит проверить себя по более трудному задачнику – подойдет, например, Новосибирский сборник Г. В. Меледина. Задачник под редакцией С. М. Козела хорошо подходит для МФТИ, а для других ВУЗов - не очень, тут есть своя специфика. Превосходный Новосибирский сборник под редакцией О. Савченко убийственно труден (во всяком случае - для самостоятельной работы) и для самооценки совершенно не подходит, это же относится к многочисленным олимпиадным сборникам. В журнале "КВАНТ" каждый год публикуется подборка задач из самых различных ВУЗов - найдите свой и действуйте. В общем, недостатка в такого рода материалах нет. После того, как определены "критические" темы, можно начинать работу (если таковыми оказались буквально все, или почти все - плохо Ваше дело, однако еще не все потеряно, постарайтесь как следует отдохнуть и отоспаться перед экзаменом - в этом случае очень важно иметь на экзамене свежую голову, а там, быть может, и повезет). Освежите в памяти теорию - подойдет школьный учебник, справочник по элементарной физике, если есть время - лучше почитать раздел по трехтомнику Г. С. Ландсберга (это очень хороший курс), можно использовать одно из многочисленных пособий для поступающих в ВУЗы. Сразу же решайте простые задачи, тут важно "почувствовать" материал (для этой цели вполне подходит школьный задачник, только не стоит им ограничиваться). После того, как это сделано, постарайтесь "набить руку" - решите десяток задач посложнее. Очень полезно делать это вместе с кем-нибудь из приятелей, только не связывайтесь с совсем слабыми или со слишком умными - будет больше вреда, чем пользы (это относится только к узкой теме - срочной подготовке к экзамену по физике, а не к жизни вообще). Не бойтесь решить пару "лишних" задач - нужно обрести уверенность в том, что Вы разобрались с разделом. Не нужно и длить минуты торжества, решая все новые и новые задачи, когда уже все понятно - Вас ждут новые вершины, другие разделы. Если Вы не успеваете повторить все разделы - не страшно. Не надо только суетиться и сидеть за рабочим столом "до упора" - перед экзаменом обязательно нужно отдохнуть. Если экзамен только письменный - эта форма стала довольно популярной, все обстоит проще. Задачи на таком экзамене, как правило, довольно просты и требуют не столько понимания, сколько уверенного знания нескольких простых формул. Пробелы в программе (если они не слишком велики) в этом случае не так опасны - Вы просто решите не все задачи и только. Несколько по другому обстоят дела с устным экзаменом - экзаменатор может начать "копать" тему, в которой Вы чувствуете себя неуверенно. В общем, к письменным и устным экзаменам нужно гoтoвиться по-разному. Если же нужно сдавать и письменный и устный экзамены (например в МФТИ), дело обстоит сложнее. В этом случае письменный экзамен оказывается довольно сложным (это уже не простые "тестовые" задачи), не слишком прост и устный экзамен. Если говорить об МФТИ, то очень полезно для абитуриента окончить заочно школу при этом ВУЗе - ЗФТШ, или хотя бы ознакомиться с заданиями, которые присылают участникам. Впрочем, экзамены в некоторые из ВУЗов, в том числе и в МФТИ, проводят по традиции несколько ранее, чем в другие и можно не рискуя почти ничем попробовать свои силы - это очень полезно для приобретения опыта сдачи экзаменов (нельзя же всерьез считать экзаменами ту процедуру, которая проводится в школе - Вы ведь хорошо знаете своих одноклассников, практически все они умудряются эти "экзамены" сдать). Как бы ни был прост экзамен в ВУЗе, все же это конкурсный экзамен и его вполне можно "завалить". Поговорим о специфике устного экзамена. В большинстве случаев на нем тоже приходится решать задачи - мало кому из экзаменаторов кажется полезным выслушивать пересказ школьного учебника. Впрочем, как правило, есть и теоретический вопрос и его приходится излагать. Имейте в виду - экзаменатор очень устает на экзамене, если он будет внимательно выслушивать все, что ему говорят и всерьез пытаться разобраться в этом во всем - он не доживет до конца экзамена. Мораль: не затрудняйте ему и себе жизнь, говорите проще и не старайтесь поразить его оригинальностью изложения - это может плохо кончиться. Прежде чем ответить на любой вопрос, подумайте хотя бы немного, Вы имеете на это полное право. Не надо подозревать экзаменатора в том, что он хочет Вас "подловить", "утопить", "зарезать" - это тоже, конечно, бывает, но не так уж часто. Во всяком случае, стоит на листе бумаги (а эти листы сдаются и сохраняются в приемной комиссии) хотя бы очень коротко записать то, что Вы собираетесь излагать устно - особенно, если есть уверенность в том, что это правильно. Старайтесь во всех случаях сохранять спокойствие, не вступайте без крайней нужды в пререкания с экзаменатором, ведите себя корректно. Если оценка, которую Вам собираются ставить, слишком низкая - можете попробовать попросить еще вопрос, экзаменатор вполне может пойти навстречу (имейте в виду: он не обязан это делать, а только может). Не пробуйте плакать на экзамене (во всяком случае, если Вы не милая девушка), экзаменаторы ко всему давно привыкли и на них это не действует. Выйдя с экзамена не рассказывайте небылиц - это просто неприлично, всяких слухов вокруг экзаменов достаточно и без Вас. В принципе, после экзамена возможна апелляция - если Вы считаете, что по отношению к Вам были допущены на экзамене нарушения правил, однако не стоит слишком на это рассчитывать, высокую оценку намного проще получить на экзамене, чем на апелляции. И еще один совет: думайте на экзамене о себе, а если Вы хотите помогать окружающим, лучше переведите деньги в Детский фонд. Имейте в виду: все эти маленькие хитрости со шпаргалками, листочками с решениями, которые так легко было передавать друг другу во время контрольных в школе, переговоров "театральным" шепотом, которых в школе так демонстративно не замечали учите-ля, тут могут не пройти! Конечно, если Вы настоящий джентльмен, Вы не сможете отказать в помощи растерянной девушке в соседнем ряду... Может быть именно поэтому среди поступивших в ВУЗ так мало настоящих джентльменов. Может ли помочь при поступлении в ВУЗ репетитор? Да, конечно может. Если у него есть опыт (к сожалению, среди репетиторов попадался халтурщики и не реже, чем в любой другой области человеческой деятельности), он может помочь очень ощутимо- и в определении "дырок" в подготовке, и в их ликвидации. Он может помочь «привести знания в систему» и дать множество полезных советов не "вообще", а именно Вам. А можно ли обойтись без услуг репетитора при поступлении в ВУЗ? Ну, если Вы умеете заниматься самостоятельно и верите в свои силы, то можно. Многие ВУЗы организуют занятия по подготовке абитуриентов к при-емным экзаменам - есть смысл принять в них участие. Во всяком случае, можно пообщаться с теми, кто собирается поступать в тот же ВУЗ и оценить свой уровень в сравнении с ними (может быть после этого Вы захотите поступать в другой ВУЗ). Вообще очень полезно поучаствовать в самых разных делах - предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах, турнирах. Дело не только (и даже не столько) в том, что предусмотрены льготы для победителей при приеме в ВУЗ, это очень помогает лучше понять свои интересы и возможности. Еще несколько советов. Учитесь считать без ошибок, это вполне достижимо - нужна практика и только практика. Вам не будет легче, если Вас не примут в ВУЗ именно из-за ошибок в вычислениях, а не по какой-нибудь другой причине. И еще: для того, чтобы как следует разобраться в каком-нибудь сложном вопросе программы нужно объяснить кому-то этот вопрос. Проблема тут в выборе слушателя - нужно, чтобы он пытался понять и задавал вопросы. И еще: очень полезно пообщаться со студентами выбранного ВУЗа - они, как правило, довольно охотно будут делиться с Вами плодами своего большого жизненного опыта, а Вы сможете наглядно увидеть свое будущее и, быть может, с еще большим желанием будете стремиться поступить именно в этот ВУЗ, чего я Вам искренне желаю. А. Зильберман, бывший абитуриент. Послесловие. По поводу экзаменов, проводимых в тестовой форме, мы непременно поговорим позже. Что касается нынешних изменений – многие ВУЗы проводят предварительные экзамены, но называют их олимпиадами, это связано с многочисленными запретами Министерства образования, которые таким способом обходятся. От перемены названия суть не изменяется, о тактике поведения на письменном экзамене мы также поговорим позже.
|